Локальные акты ДОУ
Положение о мониторинге качества образования в ДОУ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № ___________ в соответствии с законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Временными (примерными) требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ, Стандартом качества муниципальных (бюджетных) услуг по предоставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования, а также содержания детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, Уставом ДОУ, на основании положения о контрольной деятельности МБДОУ № № от ______ г.
1.2. Настоящее положение определяет назначение, цели, задачи, примерное содержание и способы осуществления мониторинга.
1.3. Мониторинг предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации об организации и результатах воспитательно-образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования в ДОУ.
1.4. В рамках мониторинга могут проводиться исследования о влиянии тех или иных факторов на качество воспитательно-образовательного процесса.
1.5. Для проведения мониторинга создаются временные мониторинговые группы. Состав группы определяется в зависимости от содержания мониторинга. В состав мониторинговой группы могут входить представители от администрации учреждения, опытные педагоги, медицинские работники, представители родительской общественности.
2. Цель, задачи и направления мониторинга
2.1. Целью организации мониторинга является качественная оценка и коррекция воспитательно-образовательной деятельности, условий среды ДОУ для предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на развитие детей.
2.2. Задачи мониторинга:
сбор, обработка и анализ информации по различным аспектам воспитательно-образовательного процесса;
принятие мер по усилению положительных и одновременно ослаблению отрицательных факторов, влияющих на воспитательно-образовательный процесс;
оценивание результатов принятых мер в соответствии со стандартами.
2.3. Направления мониторинга определяются в соответствии с целью и задачами ДОУ.
Направлениями мониторинга могут быть:
- реализация базовых и парциальных учебных программ;
- уровень физического и психического развития воспитанников;
- адаптация вновь прибывших детей к условиям ДОУ;
- готовность детей подготовительных групп к школе;
- эмоциональное благополучие воспитанников в ДОУ;
- уровень профессиональной компетентности педагогов;
- развитие инновационных процессов и их влияние на повышение качества работы ДОУ;
- предметно-развивающая среда;
- материально-техническое и программно-методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса;
- удовлетворенность родителей качеством предоставляемых ДОУ услуг;
3. Организация мониторинга
3.1. Мониторинг осуществляется на основе образовательной программы и годового плана ДОУ.
3.2. Состав мониторинговой группы и её руководитель определяется и утверждается приказом заведующей ДОУ, который издается не позднее, чем за 2 недели до начала мониторинга.
3.3. Проект плана-задания к мониторингу составляется руководителем мониторинговой группы, в котором указываются направления деятельности, методы мониторинга, сроки выполнения и формы отчетности, распределяются обязанности между членами группы.
3.4. План-задание утверждается заведующей ДОУ.
3.5. В работе по проведению мониторинга качества образования используются следующие методы:
- наблюдение (целенаправленное и систематическое изучение объекта, сбор информации, фиксация действий и проявлений поведения объекта);
- эксперимент (создание исследовательских ситуаций для изучения проявлений);
- беседа;
- опрос;
- анкетирование;
- тестирование;
- анализ продуктов деятельности;
- сравнение и анализ.
3.6. Требования к собираемой информации:
- полнота,
- конкретность,
- объективность,
- своевременность.
3.7. Формой отчета руководителя мониторинговой группы является аналитическая справка, которая предоставляется не позднее 7 дней с момента завершения мониторинга.
3.8. По итогам мониторинга проводятся заседания Педагогического Совета, ПМПк ДОУ, производственные собрания, административные и педагогические совещания.
3.9. По результатам мониторинга заведующая издает приказ, в котором указываются:
- результаты мониторинга,
- управленческое решение по его результатам,
- назначаются ответственные лица по исполнению решения,
- указываются сроки устранения недостатков,
- проведения контроля устранения недостатков,
- поощрение работников по результатам мониторинга.
3.10. По окончании учебного года, на основании аналитических справок по итогам мониторинга, определяется эффективность проведенной работы, сопоставление с нормативными показателями, вырабатываются и определяются проблемы, пути их решения и приоритетные задачи ДОУ для реализации в новом учебном году.
Дополнения к Положению
Какими качествами должны обладать люди, чтобы эффектно работать в команде?
Помимо соответствия базовым критериям, предъявляемым к той или иной профессии, члены управленческой команды должны обладать следующими качествами:
- профессионализмом (в том числе и в оценке качества образования по тому направлению МКО, которое соответствует их должности в дошкольном учреждении);
- умением понять «политику» управления качеством образования в ДОУ;
- способностью решать проблемы, возникающие в процессе осуществления мониторинговых процедур;
- умением преодолевать стрессы и трудности, которые всегда сопровождают руководителя любого ранга на пути к достижению поставленных целей. Для эффективно работающей управленческой команды необходимы люди, которые умеют выдвинуть идею, урегулировать конфликт, контролировать работу, анализировать происходящее, а в случае необходимости взять на себя обязанности других членов команды.
Как избежать конфликтов в команде?
Конфликты в команде полезны в пределах нормы при условии их конструктивного характера (вспомним: «в споре рождается истина»). Конфликты в команде могут возникать по ряду причин: нечеткое разделение обязанностей по сбору информации и оценке качества образования, ошибки в коммуникации (непонимание между людьми, неправильное восприятие индивидами друг друга и др.), различия в целях и др.
Так, например, может возникнуть сложность при организации целостной деятельности службы МКО по направлению Медико-валеологического мониторинга, объединяющего людей разной профессиональной направленности в дошкольном учреждении: старшую медсестру, воспитателя, инструктора по физическому воспитанию и др. Причиной конфликтов могут стать: существенные различия в терминологии специалистов; разная профессиональная направленность; частичное «перекрытие» профессиональной деятельности других специалистов. В подобных случаях требуются меры по соглашению и координации деятельности членов команды МКО. Решению данной проблемы, например, может способствовать взаимообучение на семинарах: «Педагог для медика и психолога», «Медик для педагога и психолога», «Психолог для медика и педагога». В процессе семинаров формируется общее терминологическое пространство (общий язык, на котором говорят специалисты), определяется степень дозволенности проникновения в смежную область, степень доступности информации друг для друга.
Приложение №1
Ключевые факторы качества образования в ДОУ.
Фактор качества |
Определяет |
Содержание образования и конкретные программы (комплексные и парцианальные), построенные на его основе. |
Что воспитываем. Чему учим. Что развиваем. |
Здоровье воспитанников |
Какова цена образования. |
Подготовка детей к посещению дошкольного учреждения. Соответствие условий ДОУ контингенту воспитанников. |
Кого мы воспитываем, учим, развиваем. |
Положительная мотивация детей, посещающих ДОУ, и их родителей. |
Хотят ли они посещать ДОУ. |
Методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса. |
Как обеспечиваются воспитание, обучение, развитие. |
Профессиональный уровень педагогического состава и вспомогательного персонала. |
Кто воспитывает, учит, развивает (ухаживает, оздоравливает). |
Положительная мотивация персонала. |
Хотят ли они хорошо воспитывать, учить, развивать. |
Технология обучения, воспитания, развития дошкольников. |
Как воспитывают, учат, развивают. |
Диагностика: - состояние здоровья и развития ребенка, обученности в соответствии с программными требованиями; - готовность к обучению в школе. |
Как оценивается: - состояние здоровья ребенка, - его развитие, - достижения в овладении программой (ЗУН), - готовность к обучению к школе. |
Качество управления ДОУ. |
Как управляют ДОУ. |